В неправительственном секторе требуется здоровый протекционизм
Представители общественных организаций российско-казахстанского приграничья обсудили роль гражданского общества как инструмента профилактики дестабилизации социума. Мероприятие состоялось в онлайн-режиме 21 февраля, организаторами выступили Гражданский Альянс Костанайской области «ГрИн» и Экспертный клуб «Урал-Евразия».
Как отметил руководитель ИАЦ «Институт Евразийской политики» Максим Крамаренко, существование неправительственных организаций в Казахстане напрямую зависит от финансовых доноров, что, в свою очередь, и определяет характер и направленность их деятельности.
- Необходимо понимать, что НПО-НКО фактически являются субъектами внутренней политики в Казахстане, но при этом они зависимы от политики грантодателей, в качестве которых выступюет как само государство, так и фонды, в том числе зарубежные. К этому следует добавить, что субъектное поле этих организаций ограничено целями полученного гранта или финансирования в рамках госзаказа. Ни для кого не секрет, что зачастую неправительственные организации, существующие на средства зарубежных фондов, проводят мероприятия, нацеленные на подрыв нашего общества. Для нивелирования этого негативного эффекта и формирования в Казахстане действительно «слышащего государства», государству необходимо поделиться частью своих функций с НПО, сделав их более независимыми и самостоятельными, например, как это сделано в России через установленную законодательством форму коммуникации государственного аппарата с гражданским обществом в виде общественных палат, предоставить нашему гражданскому обществу и функцию по нулевому чтению законопроектов, а также функции общественной инспекции и контроля за органами исполнительной власти, - высказал свое мнение казахстанский общественный деятель.
Эту же мысль развил исполнительный директор Экспертного клуба «Урал-Евразия» Константин Погорельский, который заметил, что имеется необходимость в создании механизма отбора зарубежных некоммерческих проектов.
- Если государство не ведет собственной целенаправленной политики по отношению к неправительственному сектору, то оно будет реализовывать мероприятия, созданные в другой культуре и под влиянием внешних ценностей. Требуется проведение экспертизы зарубежных проектов, заходящих в страну, на предмет их конструктивности для гармоничного развития общества. Аналогией здесь может стать экономический протекционизм государства, которое защищает свой рынок, чтобы дать ему окрепнуть и встать на ноги. То же самое требуется и в сфере гражданского общества, которое создано по западным лекалам, не вполне соответствующим реалиям казахстанского общества, и пока находится на пути к полной самостоятельности, - сказал уральский общественник.
В этой связи председатель Курганского союза журналистов Ирина Борисова отметила, что гражданское общество это не какая-то особая прослойка общества, это все граждане.
- В России общественные организации не просто поднимают проблемные вопросы, они их решают. Если в каком-то районе города N нет спортивного клуба, но в нем есть потребность, местная общественная организация разрабатывает соответствующий проект и подает заявку в какой-то фонд, например в Фонд президентских грантов, после чего сама строит этот клуб. Поэтому задача гражданского сектора сводится не к тому, чтобы информировать государство о проблемных точках, но и самим решать их, - поделилась своим видением ситуации И. Борисова.
Тем не менее в Казахстане такая процедура еще далека от своей реализации.
- Роль НПО в общественной жизни состоит в том, чтобы быть демпфером между обществом и государством – неправительственные организации должны работать с теми социальными проблемами, которые по разным причинам не решены властью и таким образом уменьшать напряжение в обществе, - рассказала руководитель Гражданского Альянса Костанайской области «ГрИн» Динара Утебаева, – мы по факту смотрим, на что нам дает государство деньги и пишем проект по его индикаторам, а не наоборот, как в России – сначала пишут проект, изучив проблему, потом просят на него финансирование. И, если в Фонде президентских грантов РФ решение о выделении средств принимает экспертный состав, который сам является частью гражданского общества, то у нас механизм нашего Единого грантового оператора работает иначе. Львиная доля финансирования выделяется на продвижение позиции государства, а не на инициативы снизу. Далеко не все государственные органы готовы прислушаться к запросам общества через НПО, хотя в нашем регионе положительные примеры есть. Отчасти события января открыли нам глаза на пробелы гражданского общества в некоторых аспектах, достаточно большая его часть осталась вне поля НПО. Стоит уделять внимание активным инициативным группам и отдельным гражданам. В ближайшие недели состоится рабочее заседание руководителей всех региональных отделений Гражданского Альянса Казахстана, в ходе которого мы – по запросу государственных органов – будем вырабатывать предложения по совершенствованию механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством. Будут учтены все ошибки, выявленные по итогам анализа январских событий этого года. Таким образом, государство готово идти навстречу, мы надеемся, что соответствующие реформы будут проведены уже в ближайшее время, статус Гражданского Альянса будет повышен и гражданский сектор, наконец, начнет эффективно выполнять свою роль посредника между обществом и государством для недопущения повторения произошедших событий.
В дискуссии приняли участие представители общественных организаций Свердловской, Челябинской и Курганской областей РФ, Костанайской и Акмолинской областей РК.